Когда кто-то дает рекламу, он хочет привлечь внимание. Есть хорошая цитата: «Вы покупаете не дрель, а отверстие в стене». Это главный принцип рекламы. Известная история про рекламу: «Вы любите клубнику, но когда идете ловить рыбу, вы не ловите рыбу на клубнику, потому что рыба не любит клубнику, рыба любит червя. Вы не любите червя, но все равно ловите рыбу на червя».

Соответственно, одна из важнейших вещей – понимать, что любит целевая аудитория, и делать то, что нравится целевой аудитории. Когда кто-то что-то продает, нужно продавать то, что нужно целевой аудитории.

Реклама должна быть нацелена на человека, принимающего решение о покупке. В связи с этим выделяют несколько типов потребителей, несколько типов целевой аудитории. На самом деле, их шесть, но основных четыре:


  • тот, кто покупает;
  • тот, кто пользуется;
  • тот, кто советует;
  • тот, кто платит.

Если человек идет в магазин за шоколадкой, то эти все типы – одно и то же лицо. Часто бывает, что тот, кто покупает, и тот, кто пользуется, - разные люди. Покупают подгузники мамы, но пользуются ими малыши.


На кого нацеливать рекламу?

Ответ очевидный. Наиболее эффективно нацеливать рекламу на того, кто покупает, и того, кто советует. Если потенциальный потребитель решил купить товар и нашел множество положительных отзывов, но один был плохим, то негативного отзыва бывает достаточно, чтобы передумать покупать товар.

Кроме этого, с каждым типом, нужно по-разному работать. С тем, кто пользуется, надо работать на месте. Для того, кто покупает, подойдет обычная реклама. С тем, кто советует, можно применить акцию «приведи друзей». Взаимодействовать нужно со всеми группами.

Какая бывает реклама?

Глобально реклама делится на ATL (above-the-time) и BTL (below-the time).
ATL-реклама – это реклама, нацеленная на массового потребителя. Ей характерен большой охват. Типичный пример – телевизор. Телевизор не взаимодействует с конкретным человеком, он рекламирует на всех.
BTL-реклама – реклама, нацеленная на конкретного человека. Самый яркий пример BTL-рекламы – это промоакции в магазине, когда конкретного покупателя берут и говорят: «Попробуйте наш новый товар».

Стоит поговорить о различных типах рекламы и выяснить, что же важно в каждом из них.


Радиореклама

Самое главное в радиорекламе – простота и запоминаемость. Важно учитывать, что невозможно дать рекламу на конкретной радиостанции, реклама продается пакетами. Если покупать рекламу на определенном радио, то почти точно, что эта реклама пойдет еще на каком-нибудь радио. Звучит странно, но жизнь устроена именно таким образом. Важно таргетировать, где продавать: для рекламы автомойки нужна какая-то мужская радиостанция.


Телереклама

В телерекламе главное – время, в какой период показывается реклама. Самая дорогая реклама примерно с 6.30-7.00 до 8.30-9.00 утра, потому что люди собираются на работу, и с 19.00 до 22.00 вечера. Реклама идет рекламными блоками. Лучше ставить рекламный ролик в начале либо в конце рекламного блока. Самая дорогая реклама в начале рекламного блока, потому что спастись от нее почти невозможно. Реклама в конце рекламного блока дороже обычной, ведь люди уже возвращаются и включают канал, но большой процент возвращается уже после начала, поэтому она стоит дешевле, чем в начале рекламного блока. Во время спортивных мероприятий существует наценка на рекламу, достигающая 100 процентов.


Реклама на транспорте

Наружная реклама бывает двух типов: простая и с расширениями. Реклама с расширениями – это когда в рекламном щите что-то вырезано или прибавлено. Как правило, она эффективнее и лучше запоминается.


Реклама в печатных СМИ

Реклама в СМИ падает, ей пользуются меньше и меньше. Прежде чем давать рекламу в журнал, нужно подумать не меньше 10 раз. Объем рекламы в журналах растет, но поскольку весь рынок растет быстро, то доля журналов падает на фоне общего рынка.


Интернет-реклама

Самый популярный тип интернет рекламы – баннер. Эффективнее работают баннеры с интерактивом, когда нужно наводить мышку на баннер и там начинает что-то происходить. Успешность баннера измеряется в количестве кликов. Сейчас реклама сдвигается в сторону реальных действий – не просто увидели, а что-то сделали, то есть считается количество зашедших на сайт и заполнивших там что-то.


Работа с лидерами мнений

Работа с лидерами мнений – это реклама в своем блоге людьми, имеющими приличную целевую аудиторию. Почти любая кампания не обходится сейчас без привлечения блогеров. Работа с лидерами мнений – хороший инструмент продвижения, особенно сейчас, когда активно используется Интернет.


Guerilla marketing

Guerilla marketing (перевод: «партизанский маркетинг») – реклама товара с помощью приема, когда в неожиданных местах появляется какая-то реклама и не сразу понятно, что это реклама. Важно, чтобы она выбивалась из обычного порядка вещей и привлекала людей.


Event Marketing

Event Marketing – реклама посредством мероприятий. Суть заключается в том, что компания спонсирует какое-то событие, на которое приходит много людей, и бесплатно раздает продукцию там. Event Marketing является ключевой рекламной стратегией RedBull.


Вирусная реклама

Еще один способ рекламировать товар – вирусная реклама. Вирусное видео быстро становится максимально популярным, его аудитория огромна. В хорошем вирусном ролике не видно, что это реклама. Лишь потом люди должны осознавать, что там что-то рекламировалось.